Познавательное развитие ребенка начинается с дошкольного возраста, когда он активно знакомится с окружающим миром. Малыш трогает руками разные предметы. Формирует представление о текстурах, фигурах и цветах. Приобретает полезные навыки. Все через игровую деятельность, которая обучает с безопасного расстояния. Если вы не знаете, на какой игрушке остановиться – обратите внимание на набор даров от немецкого педагога и создателя первого детского сада Фридриха Фрёбеля.
Дары Фребеля: предназначение, цели, особенности
Дары Фрёбеля – это дидактические материалы, разработанные для детей дошкольного возраста. Представляют собой полноценную методику обучения, в которой большое значение отдается самостоятельной работе детей. Так первым делом они изучают представленные предметы и сами ищут пути игры. А после узнают правильный ответ от взрослого.
Классические Дары Фрёбеля познакомиться >>>>
В ходе игры взрослый внимательно следит за деятельностью ребенка: «Насколько он самостоятелен? Умеет делиться и договариваться с друзьями? Не боится трудностей? Проявляет творческий подход?». Ведь именно эти черты формируют характер ребенка в будущем. Если требуется помощь, взрослый узнает об этом на раннем этапе и откорректирует поведение.
Дары имеют ряд преимуществ перед другими игрушками:
-
предназначены для детей от 1 года до младшего школьного возраста;
-
детали сделаны из натуральных материалов, которые не вредят малышам;
-
использованы яркие, но безопасные краски на водной основе;
-
игровые наборы упакованы в отдельные коробочки и закрыты крышкой;
-
имеют привлекательный вид, который побуждает взять в руки.
Интересный факт!
Фридрих Фребель называл детей «цветами», потому что они требуют много внимания и должны развиваться в настоящем саду, на природе.
То есть, хотя дары позволяют ребенку обучаться в безопасном месте, можно сказать, оторванном от окружающего мира, – они не отменяют реального познания мира.
Приобретенные благодаря дарам навыки всегда сопровождаются реальными примерами. Например, когда малыш научится работать с веревочками и бусинами – можно приступить к завязыванию шнурков на ботинках.
Картотека игр с дарами Фребеля
На данный момент дары Фребеля включают 14 игровых наборов, которые развивают ребенка в разных направлениях: мелкая моторика, логика, память, внимательность, творчество и др. Далее описаны упражнения и игры, которые помогут родителям правильно использовать каждый дар.
Первый дар Фребеля

Разноцветные текстильные мячики используют для развития тактильности и цветового восприятия ребенка. Имеют небольшую веревочку, чтобы раскачивать мячик из стороны в сторону, запоминая движения предметов в пространстве. Ребенок трогает мячики, мнет в руках, подбрасывает и изучает свойства.
Варианты игр:
Потрогай мячик
Цель: развить гибкость пальцев и тактильные ощущения
Взрослый предлагает ребенку выбрать мячик и спрашивает: «Какие ощущения вызывает мячик? От твердый или мягкий? Шершавый или гладкий? Теплый или холодный?». Ребенок может сжимать и разжимать мячики. Чувствовать, как под руками меняется форма предмета и снова возвращается обратно.
Лови мячик
Цель: развить гибкость и хватательный рефлекс рук
Взрослый показывает мячик и перебрасывает ребенку. Задача ребенка – поймать мячик обеими ладошками и перекинуть обратно. Чтобы усложнить задачу – можно ловить мячик только одной рукой. Также ребенок может играть самостоятельно, подбрасывая мячик вверх и ловя в воздухе.
Назови направление
Цель: научиться ориентироваться в пространстве
Взрослый поднимает мячик за веревочку и раскачивает в стороны. Задача ребенка – указать направление движения: например, «вправо-влево», «вперед-назад», «вверх-вниз». Затем – пусть ребенок сам раскачивает шарик в указанном направлении. Чтобы было удобнее, можно подвязать мячик к горизонтальной палочке.
Укажи цвет
Цель: выучить основные цвета палитры
Взрослый
указывает на мячик и спрашивает его цвет. Затем – прячет несколько шариков и предлагает вспомнить, какого цвета не хватает. Когда ребенок запомнит цвета, можно составить радугу. Либо повторить ее обратную последовательность – от фиолетового до красного.
Второй дар Фребеля

Деревянные геометрические фигуры помогут ребенку запомнить основные формы предметов. Имеют небольшой крючок, чтобы подвешивать на перекладину за веревочку. Малыш рассматривает фигуры, находит между ними схожее и различное. Ищет аналогичные предметы в игровой комнате.
Варианты игр:
Назови фигуру
Цель: выучить основные геометрические фигуры
Взрослый
указывает на фигуру и спрашивает: «Как называется фигура? Какой она геометрической формы?». Для наглядности можно предложить ребенку найти предметы аналогичной формы в игровой комнате. Либо вспомнить предметы из дома: например, телевизор – квадрат, холодильник – прямоугольник.
Выше и ниже
Цель: развить пространственно-ориентированные навыки
Взрослый
вешает фигуры на конструкцию с помощью веревочек. Затем спрашивает: «Какая фигура находится наверху?» или «Где находится квадрат? Снизу или сверху?». Дополнительно – можно спрашивать, с какой стороны находится фигура: справа, слева или по центру.
Какой вес?
Цель: расширить знания о свойствах предметов
Взрослый снова вешает фигуры на веревочки – по одной с каждой стороны палочки. Затем удерживает палочку на пальце так, чтобы получились импровизированные весы. Задача ребенка – заметить, какая фигура тяжелее. А после расставить их по порядку: от самой легкой к тяжелой.
Быстрые гонки
Цель: расширить познания о свойствах фигур
Взрослый готовит наклонную поверхность и предлагает ребенку запустить предметы вниз, как на горке. Задача ребенка – определить, какая фигура является самой быстрой. А также ответить, почему другие фигуры оказались медленнее. Например, потому что квадрат имеет углы и не может скатываться вниз.
Третий, четвертый, пятый, шестой и тринадцатый дар Фребеля

Данные дары включают полый куб и множество кубиков, которые нужно поместить внутрь. Каждый дар предлагает собственные фигуры для постройки: кубики, бруски, призмы, столбики и кирпичики. Каждый следующий – поднимает уровень сложности необычными формами и количеством деталей.
Варианты игр:
назови фигурку
Цель: выучить неосновные геометрические фигуры
Взрослый показывает новые фигуры, а дети – запоминают названия. Можно искать отличия между основными и неосновными фигурами. Например, прямоугольник длиннее квадрата. Также можно посчитать количество углов в фигуре: найти деталь с острым углом.
А что получится, если?
Цель: развить сообразительность и логическое мышление
Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть детали. И спрашивает: «А что получится, если соединить две детали?». Например, из двух треугольников получается квадрат. Ребенку предстоит соединять разные фигуры даров, чтобы найти возможные комбинации.
Собери куб
Цель: развить логическое мышление и мелкую моторику
Взрослый показывает малышу пустой куб и предлагает заполнить его деталями. Сначала ребенок будет беспорядочно сбрасывать детали, затем – поймет, что нужно аккуратно выкладывать. В ходе игры педагог может подсказывать, как разворачивать детали, чтобы они лучше становились друг на друга.
Посчитай-ка
Цель: выучить простые числа и научиться считать
Взрослый высыпает фигуры из куба и предлагает ребенку посчитать количество. Он может откладывать десятки или считать подряд – в зависимости от навыков. Когда ребенок научиться считать, можно сравнить количество фигур в разных дарах. В каком кубе больше всего? В каком – меньше?
Седьмой дар Фребеля

Разноцветные плоские фигурки используют для творческих заданий или математических уроков. Например, можно складывать простые фигуры вроде домика или цветка, чтобы познакомить детей с окружающим миром. Либо просто посчитать детали, привлекающие детей яркими цветами.
Варианты игр:
Простой счет
Цель: выучить простые числа и научиться считать
Игровой набор можно использовать как методический материал для урока математики. Взрослый выкладывает несколько фигур на столе и предлагает ребенку посчитать. Затем – добавляет ниже несколько фигур и предлагает сложить. Ниже – фигуры, которые нужно вычесть из получившегося числа.
Раздели-ка
Цель: выучить цвета, формы и классификацию предметов
Взрослый смешивает детали вместе. Задача ребенка – распределить детали по знакомым характеристикам. Например, по геометрической форме или цвету. Можно усложнить задачу, разделив детали по количеству углов – тогда малышу придется сначала считать углы, а потом – делить.
Несколько заданий
Цель: научиться классифицировать предметы
Теперь взрослый повышает уровень сложности. Ребенку предстоит делить детали по нескольким характеристикам: например, нужно найти среди предметов «красные квадраты» или «белые треугольники». Не забывайте, что к квадратам также можно отнести ромбы.
Рисунок
Цель: развить творческие способности и креативность
Взрослый выкладывает детали на стол и предлагает нарисовать простую картинку. Сначала он выкладывает рисунок, а ребенок – повторяет. Затем – можно предложить сделать зеркальную картинку: сверху-вниз или справа-налево. А после – проявить фантазию и нарисовать собственный рисунок.
Восьмой дар Фребеля

Разноцветные палочки предназначены для математических уроков. Являются счетным материалом или своеобразной логической игрой, где нужно составить из нескольких коротких палочек – одну длинную. В ходе игры ребенок дополнительно развивает мелкую моторику, цветовое восприятие и логику.
Варианты игр:
Сколько палочек?
Цель: улучшить навыки простого счета
Взрослый может использовать палочки как демонстрационный материал. Например, выложить на столе несколько палочек и предложить малышу посчитать количество. Можно предложить считать только синие палочки. Либо сложить количество красных и желтых.
Схожее и различное
Цель: научиться классифицировать предметы
Взрослый выкладывает перед ребенком несколько палочек и предлагает сравнить их. Ребенок должен указать: «Какой они длины?», «Какого цвета?», «Какая палочка самая длинная?», «А какая – короткая?». Далее можно найти одинаковые палочки и отложить в сторону.
Выложи палочку
Цель: развить логику и сообразительность
Взрослый кладет перед малышом самую длинную палочку из набора. Задача ребенка – ниже составить аналогичную, используя палочки маленького размера. Ему предстоит выкладывать их линией, примеряться и заменять, если не подходят. Усложните задачу, ограничив количество используемых палочек.
Домик
Цель: развить воображение и творческие способности
Взрослый предлагает «нарисовать» домик при помощи имеющихся палочек. Ребенок выкладывает основу длинными палочками. А затем – использует короткие, чтобы нарисовать окна, двери и трубу. Предложите конкурс на самый креативный и заполненный деталями домик.
Девятый дар Фребеля

Разноцветные кольца и полукольца предназначены для творческого рисования. Дети выкладывают фигуры и создают интересные рисунки. Видят различия между разными формами, размерами и цветами предметов. Проявляются сообразительность и креативность в решении головоломок.
Варианты игр:
Укажи характеристики
Цель: научиться различать схожие и различные предметы
Взрослый высыпает на стол детали набора. Задача детей – разделить предметы по характерным признакам: например, диаметру, цвету и форме детали. После задачу можно усложнить, предложив детям найти детали с двумя характеристиками. Например, красное полукольцо или синее кольцо.
Выложи круг
Цель: развить мелкую моторику и сообразительность
Взрослый кладет на стол одну деталь – например, красное кольцо, и предлагает малышам повторить фигуру. Ребенок может найти в наборе такую же деталь. Либо собрать ее из нескольких полуколец. Чтобы собрать фигуру, малышу предстоит аккуратно соединять детали на столе.
Повтори рисунок
Цель: развить наблюдательность и логику
Взрослый выкладывает из имеющихся деталей простой рисунок. Задача ребенка – повторить рисунок. Для этого нужно найти детали аналогичной формы и цвета, а также в точности выложить на столе. Задача осложнена тем, что полукруглые детали создают самые разнообразные рисунки.
Нарисуй солнышко
Цель: развить сообразительность и творческий подход
Теперь взрослый предлагает ребенку самостоятельно нарисовать рисунок. Например, солнышко. Для этого достаточно положить кольцо и несколько лучиков. Можно использовать прямые детали из других даров. Предложите создать самое разноцветное солнце, применив детали всех цветов.
Десятый дар Фребеля

Разноцветные фишки сделаны в небольшом размере, что помогает развить мелкую моторику и гибкость пальчиков. Можно применять разными способами: например, как материал для математических примеров. Либо для создания точечных рисунков. Либо для постройки падающей башни и пр.
Варианты игр:
Простая математика
Цель: развить логику и математические навыки
Взрослый высыпает на стол несколько фишек и предлагает малышу посчитать их. Теперь предлагает разделить и пересчитать по классификации. Например, «Сколько здесь красных фишек?», «А сколько синих?», «Каких фишек больше – красных или синих?». Пусть послушает ответы детей.
сколько получится?
Цель: улучшить навыки счета и математики
Теперь взрослый предлагает простой пример на сложение или вычитание. Например, бросает на стол случайное количество предметов двух цветов. Сначаларебенку предстоит посчитать детали каждого цвета, а затем – сложить количество вместе. А теперь наоборот. Каких деталей больше? Пусть вычтет меньшее из большего.
Башенка
Цель: развить мелкую моторику и чувство равновесия
Взрослый предлагает простую игру на сохранение равновесия. Задача детей – складывать одну деталь на другую, чтобы получилась высокая башня. Когда башня рухнет, предложите пересчитать количество использованных фишек. Устройте соревнование на самую высокую башню.
Творчество
Цель: развить творческие способности и креативность
Взрослый предлагает необычную игру, в которой детям нужно выложить рисунок из фишек. Они подбираются правильные цвета и кладут детали друг к другу, пока не получится предмет нужной формы. Так появляется точечное изображение.
Одиннадцатый дар Фребеля

Цветные бусины на шнурке используют для развития памяти и внимательности ребенка. В процессе нанизывания бусин на шнурок дети приобретают полезные для будущего навыки. Они вспоминают геометрические формы, учатся нанизывать предметы на шнурки и повторяют последовательность за другими людьми.
Варианты игр:
Продеваем шнурок
Цель: развить мелкую моторику и навык нанизывания
Взрослый показывает малышу, как вдевать шнурок в отверстие бусины. Задача ребенка – повторить действие. Чтобы бусины не выпадали обратно, можно завязывать небольшой узел. Так дети получат необходимые навыки для завязывания своих ботинок.
Повтори последовательность
Цель: развить наблюдательность и внимательность
Взрослый собирает на шнурке определенную последовательность бусин и предлагает ребенку повторить. Теперь ребенок не только вдевает бусины, но и обращает внимание на форму и цвет предмета. Чтобы усложнить задачу, можно просить ребенка указывать цвет и геометрическую фигуру.
Задом наперед
Цель: развить внимательность и сообразительность
Теперь взрослый меняет условия игры, переворачивая задачу. Ребенку снова предстоит собрать последовательность из цветных бусин, но в начале шнурка окажется последняя бусина. Предложите нескольким детям выполнить задание на время, чтобы узнать, кто быстрее справится.
Позови радугу
Цель: вспомнить цветовую палитру
Взрослый предлагает собрать на шнурке собственную радугу. Для этого детям нужно вспомнить правильную последовательность цветов – от красного до фиолетового. Затем – найти нужные бусины и нанизать на шнурок. На следующем уровне можно оговорить, что фигуры должны быть только круглыми.
Двенадцатый дар Фребеля

Это необычная мозаика, где рисунок выкладывается не фигурами, а протянутыми между ними шнурками. Можно использовать как дидактическую игру, где малышам предстоит решить трудную головоломку. Либо как творческий инвентарь, на котором они создают рисунки и хвастаются результатами.
Варианты игр:
Протяни шнурок
Цель: развить логику и мелкую моторику
Взрослый выкладывает на игровой доске несколько фишек и предлагает ребенку провести между ними шнурок. Ребенок должен закрепить веревочку и обойти все фишки по одному разу. Можно усложнить задачу дополнительными требованиями: например, пересечь красную фигуру 4 раза.
Повтори-ка
Цель: развить наблюдательность и внимательность
Взрослый создает на доске простой рисунок: например, домик, цветок или животное. Затем – предлагает ребенку отгадать и повторить картинку. Ребенок может просто повторить линии. Либо проявить креативность и добавить в рисунок новых деталей. Тогда получит дополнительные очки.
Нарисуй-ка
Цель: проявить креативность и творческие способности
Взрослый предлагает интересное соревнование между ребятами. Нужно создать картину из шнурков на определенную тему: например, дом, школа, любимая игрушка. Ребятам дается определенное время, чтобы проявить свои способности. Победителя выбирают с помощью голосования.
Расставь фишки
Цель: развить логику и соревновательность
Теперь дети становятся на место взрослого и самостоятельно создают игровую площадку. Первым делом – дети выставляют фишки, нанизывая их на поле. Затем – придумывают условия игры. Наконец – передают поле другу и предлагают решить быстрее, чем он сделал сам.
Четырнадцатый дар Фребеля

Последний набор совмещает несколько изученных ранее игр: составление колец и математические счеты. Дети повторяют опыт собирания круга из нескольких деталей, а дополнительно – посчитают количество использованных предметов. Счеты получаются, если нанизывать кубики на перекладину и крутить.
Варианты игр:
Получился круг
Цель: развить координацию движений и гибкость пальчиков
Взрослый выкладывает перед малышом детали. Задача ребенка – собрать круг из любых фигур. Для этого он складывает детали друг с другом, и меняет, если не подходят по размеру. Чтобы усложнить задачу, предложите собрать несколько кругов разного размера или всех имеющихся цветов.
Повтори за мной
Цель: развить логику и внимательность
Теперь взрослый сам выкладывает круг из нескольких колец разного размера. Ребенку нужно в точности повторить фигуру. Для этого он ищет аналогичные детали, а затем – собирает на столе. Можно дополнительно указывать цвета, которые сейчас использует.
Посчитаем вместе
Цель: вспомнить простые числа и навыки счета
Пока ребенок собирает круг из нескольких колец, взрослый устанавливает перекладину с числами. Теперь детям предстоит посчитать используемые фигуры. А после найти новое решение и переделать фигуру так, чтобы задействованных деталей стало меньше.
трудная задачка
Цель: развить логику и сообразительность
Теперь взрослый ставит жесткие условия для игры. Например, закончить круг за 7 деталей. Ребенок должен собрать 3 круга разного размера так, чтобы использовать только разрешенное количество деталей. Если получается больше – нужно искать новое решение.
Таким образом, дары Фребеля представляют собой полноценную методику обучения, которая на первый план ставит самостоятельность ребенка. Игры построены так, чтобы побудить малыша изучить предметы, а после – давать советы. Благодаря привлекательному внешнему виду, ребенок тянется к игрушкам, что облегчает задачу родителям и педагогу. Обучение проходит легко и интересно. Навыки переносятся на реальную жизнь и помогают быстро адаптироваться в будущем.