Дары Фребеля

 

 

 

 

Развивающие занятия и игры с «Дарами Фрёбеля» для детей

 

Познавательное развитие ребенка начинается с дошкольного возраста, когда он активно знакомится с окружающим миром. Малыш трогает руками разные предметы. Формирует представление о текстурах, фигурах и цветах. Приобретает полезные навыки. Все через игровую деятельность, которая обучает с безопасного расстояния. Если вы не знаете, на какой игрушке остановиться – обратите внимание на набор даров от немецкого педагога и создателя первого детского сада Фридриха Фрёбеля.

 Дары Фребеля: предназначение, цели, особенности

 Дары Фрёбеля – это дидактические материалы, разработанные для детей дошкольного возраста. Представляют собой полноценную методику обучения, в которой большое значение отдается самостоятельной работе детей. Так первым делом они изучают представленные предметы и сами ищут пути игры. А после узнают правильный ответ от взрослого.

Классические Дары Фрёбеля познакомиться >>>>

 В ходе игры взрослый внимательно следит за деятельностью ребенка: «Насколько он самостоятелен? Умеет делиться и договариваться с друзьями? Не боится трудностей? Проявляет творческий подход?». Ведь именно эти черты формируют характер ребенка в будущем. Если требуется помощь, взрослый узнает об этом на раннем этапе и откорректирует поведение.

 Дары имеют ряд преимуществ перед другими игрушками:

  • предназначены для детей от 1 года до младшего школьного возраста;

  • детали сделаны из натуральных материалов, которые не вредят малышам;

  • использованы яркие, но безопасные краски на водной основе;

  • игровые наборы упакованы в отдельные коробочки и закрыты крышкой;

  • имеют привлекательный вид, который побуждает взять в руки.

 Интересный факт! 

Фридрих Фребель называл детей «цветами», потому что они требуют много внимания и должны развиваться в настоящем саду, на природе.

То есть, хотя дары позволяют ребенку обучаться в безопасном месте, можно сказать, оторванном от окружающего мира, – они не отменяют реального познания мира.

Приобретенные благодаря дарам навыки всегда сопровождаются реальными примерами. Например, когда малыш научится работать с веревочками и бусинами – можно приступить к завязыванию шнурков на ботинках.

 Картотека игр с дарами Фребеля

 На данный момент дары Фребеля включают 14 игровых наборов, которые развивают ребенка в разных направлениях: мелкая моторика, логика, память, внимательность, творчество и др. Далее описаны упражнения и игры, которые помогут родителям правильно использовать каждый дар.

 Первый дар Фребеля

 Разноцветные текстильные мячики используют для развития тактильности и цветового восприятия ребенка. Имеют небольшую веревочку, чтобы раскачивать мячик из стороны в сторону, запоминая движения предметов в пространстве. Ребенок трогает мячики, мнет в руках, подбрасывает и изучает свойства.

Варианты игр:

Потрогай мячик

 Цель: развить гибкость пальцев и тактильные ощущения

Взрослый предлагает ребенку выбрать мячик и спрашивает: «Какие ощущения вызывает мячик? От твердый или мягкий? Шершавый или гладкий? Теплый или холодный?». Ребенок может сжимать и разжимать мячики. Чувствовать, как под руками меняется форма предмета и снова возвращается обратно.

 Лови мячик

Цель: развить гибкость и хватательный рефлекс рук

Взрослый показывает мячик и перебрасывает ребенку. Задача ребенка – поймать мячик обеими ладошками и перекинуть обратно. Чтобы усложнить задачу – можно ловить мячик только одной рукой. Также ребенок может играть самостоятельно, подбрасывая мячик вверх и ловя в воздухе.

Назови направление

Цель: научиться ориентироваться в пространстве

Взрослый поднимает мячик за веревочку и раскачивает в стороны. Задача ребенка – указать направление движения: например, «вправо-влево», «вперед-назад», «вверх-вниз». Затем – пусть ребенок сам раскачивает шарик в указанном направлении. Чтобы было удобнее, можно подвязать мячик к горизонтальной палочке.

Укажи цвет

Цель: выучить основные цвета палитры

Взрослый указывает на мячик и спрашивает его цвет. Затем – прячет несколько шариков и предлагает вспомнить, какого цвета не хватает. Когда ребенок запомнит цвета, можно составить радугу. Либо повторить ее обратную последовательность – от фиолетового до красного.

 Второй дар Фребеля

 Деревянные геометрические фигуры помогут ребенку запомнить основные формы предметов. Имеют небольшой крючок, чтобы подвешивать на перекладину за веревочку. Малыш рассматривает фигуры, находит между ними схожее и различное. Ищет аналогичные предметы в игровой комнате.

Варианты игр:

Назови фигуру

Цель: выучить основные геометрические фигуры

Взрослый указывает на фигуру и спрашивает: «Как называется фигура? Какой она геометрической формы?». Для наглядности можно предложить ребенку найти предметы аналогичной формы в игровой комнате. Либо вспомнить предметы из дома: например, телевизор – квадрат, холодильник – прямоугольник.

Выше и ниже

Цель: развить пространственно-ориентированные навыки

Взрослый вешает фигуры на конструкцию с помощью веревочек. Затем спрашивает: «Какая фигура находится наверху?» или «Где находится квадрат? Снизу или сверху?». Дополнительно – можно спрашивать, с какой стороны находится фигура: справа, слева или по центру.

Какой вес?

Цель: расширить знания о свойствах предметов

Цель: развить наблюдательность и внимательность

Взрослый собирает на шнурке определенную последовательность бусин и предлагает ребенку повторить. Теперь ребенок не только вдевает бусины, но и обращает внимание на форму и цвет предмета. Чтобы усложнить задачу, можно просить ребенка указывать цвет и геометрическую фигуру.

Задом наперед

Цель: развить внимательность и сообразительность

Теперь взрослый меняет условия игры, переворачивая задачу. Ребенку снова предстоит собрать последовательность из цветных бусин, но в начале шнурка окажется последняя бусина. Предложите нескольким детям выполнить задание на время, чтобы узнать, кто быстрее справится.

Позови радугу

Цель: вспомнить цветовую палитру

Взрослый предлагает собрать на шнурке собственную радугу. Для этого детям нужно вспомнить правильную последовательность цветов – от красного до фиолетового. Затем – найти нужные бусины и нанизать на шнурок. На следующем уровне можно оговорить, что фигуры должны быть только круглыми.

Двенадцатый дар Фребеля

Это необычная мозаика, где рисунок выкладывается не фигурами, а протянутыми между ними шнурками. Можно использовать как дидактическую игру, где малышам предстоит решить трудную головоломку. Либо как творческий инвентарь, на котором они создают рисунки и хвастаются результатами.

Варианты игр:

Протяни шнурок

Цель: развить логику и мелкую моторику

Взрослый выкладывает на игровой доске несколько фишек и предлагает ребенку провести между ними шнурок. Ребенок должен закрепить веревочку и обойти все фишки по одному разу. Можно усложнить задачу дополнительными требованиями: например, пересечь красную фигуру 4 раза.

Повтори-ка

Цель: развить наблюдательность и внимательность

Взрослый создает на доске простой рисунок: например, домик, цветок или животное. Затем – предлагает ребенку отгадать и повторить картинку. Ребенок может просто повторить линии. Либо проявить креативность и добавить в рисунок новых деталей. Тогда получит дополнительные очки.

Нарисуй-ка

Цель: проявить креативность и творческие способности

Взрослый предлагает интересное соревнование между ребятами. Нужно создать картину из шнурков на определенную тему: например, дом, школа, любимая игрушка. Ребятам дается определенное время, чтобы проявить свои способности. Победителя выбирают с помощью голосования.

Расставь фишки

Цель: развить логику и соревновательность

Теперь дети становятся на место взрослого и самостоятельно создают игровую площадку. Первым делом – дети выставляют фишки, нанизывая их на поле. Затем – придумывают условия игры. Наконец – передают поле другу и предлагают решить быстрее, чем он сделал сам.

Четырнадцатый дар Фребеля

Последний набор совмещает несколько изученных ранее игр: составление колец и математические счеты. Дети повторяют опыт собирания круга из нескольких деталей, а дополнительно – посчитают количество использованных предметов. Счеты получаются, если нанизывать кубики на перекладину и крутить.

Варианты игр:

Получился круг

Цель: развить координацию движений и гибкость пальчиков

Взрослый выкладывает перед малышом детали. Задача ребенка – собрать круг из любых фигур. Для этого он складывает детали друг с другом, и меняет, если не подходят по размеру. Чтобы усложнить задачу, предложите собрать несколько кругов разного размера или всех имеющихся цветов.

Повтори за мной

Цель: развить логику и внимательность

Теперь взрослый сам выкладывает круг из нескольких колец разного размера. Ребенку нужно в точности повторить фигуру. Для этого он ищет аналогичные детали, а затем – собирает на столе. Можно дополнительно указывать цвета, которые сейчас использует.

Посчитаем вместе

Цель: вспомнить простые числа и навыки счета

Пока ребенок собирает круг из нескольких колец, взрослый устанавливает перекладину с числами. Теперь детям предстоит посчитать используемые фигуры. А после найти новое решение и переделать фигуру так, чтобы задействованных деталей стало меньше.

трудная задачка

Цель: развить логику и сообразительность

Теперь взрослый ставит жесткие условия для игры. Например, закончить круг за 7 деталей. Ребенок должен собрать 3 круга разного размера так, чтобы использовать только разрешенное количество деталей. Если получается больше – нужно искать новое решение.

Таким образом, дары Фребеля представляют собой полноценную методику обучения, которая на первый план ставит самостоятельность ребенка. Игры построены так, чтобы побудить малыша изучить предметы, а после – давать советы. Благодаря привлекательному внешнему виду, ребенок тянется к игрушкам, что облегчает задачу родителям и педагогу. Обучение проходит легко и интересно. Навыки переносятся на реальную жизнь и помогают быстро адаптироваться в будущем.

Дата последнего обновления страницы 30.11.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения